Татуировка, которую принято называть «тюремной» — это, можно сказать, наглядная биография ее владельца в картинках. Каждый символ и каждая фраза несут определенный смысл. И, конечно, сопровождают человека в течение всей жизни.
В отличие от современных красочных тату, которые чаще всего молодые люди наносят бездумно, не особо размышляя о смысле изображения, тюремные татуировки набивают с конкретной целью и по правилам.
Содержание статьи:
- История тату в России
- Особенности тюремных наколок
- Процесс создания татуировок на зоне
- Кому и когда делают тату на зоне?
- Значение тюремных наколок
История тату в России — как татуировки появились в нашей стране, и какую роль сыграла «зона»?
Первые «печатки» для нанесения рисунков на тело (древние штампы для боди-арта), датированные периодом энеолита, были обнаружены еще советскими археологами на территории Триполья-Кукутени.
Подобные им предметы из керамики были найдены также в Средней Азии.
Далее — скифосакский период. Археологические находки и точные исторические сведения говорят об использовании тату в железном веке (алтайские мумии, мумии Тарима).
Следующий след — на азиатском участке СНГ, гуннский и киргизский период Алтая. Тематика изображений — звериный стиль, тотемы. Стиль, что дошел до кочевых племен от фракийских — с Балкан и до Китая, а также до Дальнего Востока.
Во времена, когда формировалась Российская империя, трансформация татуировок обозначилась в принудительном клеймении уголовников и в появлении гербовых татуировок у дворян.
Петром 1-м было введено принудительное татуирование для солдат. Изображения наносились весьма варварским методом, но такая обязанность облегчала распознавание павших в бою. На запястье набивали личный номер либо резали крест, в который после втирали порох.
Обзавелся нательным рисунком (драконом) Николай II, находясь с визитом в Японии, а также князь Михаил Александрович.
Внесенные в моду Екатериной восточные мотивы быстро прижились среди представителей богемы. В 1906-м году был открыт 1-й салон тату в Петербурге, и стартовала настоящая «тату-эпидемия», которая стремительно расползалась среди деятелей искусства и влиятельных представителей власти японскими мотивами. Данный «бум» был погашен Октябрьской революцией, после которой татуировки были признаны вредоносными и типично буржуазными пережитками гнусного царского режима.
После октябрьских событий 1917-го всех татуированных людей, согласно закрытой директиве ВЧК, было предписано расстреливать. Исключением остались моряки. А художественная татуировка на долгое время была вынуждена уйти в подполье.
Возрождение татуировки обозначилось в советский период, в российских лагерях и тюрьмах (прим. — 1910-1930 г.), где у уголовных кольщиков появилась возможность разгуляться и проявить свои творческие способности. С помощью тюремной татуировки обозначали статус, иерархию, передавали сообщения, узнавали подноготную.
С 1937-го по 1939-й год табу на татуировку узаконили, нарушителям грозило заключение под стражу.
Послабление в отношении властей к наколкам и татуировкам выпало на период ВОВ, когда с войны начали возвращаться татуированные герои.
Всплеск новой популярности татуировки пришелся на 70-80-е, когда стали массово наносить армейские тату, морские, футбольные и прочие неформальные.
Тюремные же татуировки остались «тюремными». Причем, нашим татуированным заключенным по масштабности рисунков и размерам сине-фиолетовых участков на теле могут составить конкуренцию разве что «бойцы» китайских триад или члены якудзы.
Вся информация о лагерной нательной живописи упорно и методично, в течение не одного десятка лет, собиралась по крупицам нашими сотрудниками МВД. С трудом уместившись в нескольких каталогах, предназначенных для служебного пользования, в начале 90-х она все-таки была рассекречена и представлена публике в массовых изданиях.
Особенности тюремных (лагерных) татуировок
Нательная роспись арестантов — это не только утилитарность назначения. В данной среде встречаются и художественные тату, что наносят в качестве оберегов или даже просто «для красоты». Например, распятия, различные библейские персонажи, и пр.
Наиболее популярный участок тела под «роспись» — это грудь, на ней чаще всего располагаются лики святых, колокола, купола храмов и сами церкви, обнаженные женщины и пр. 2-е место по популярности — руки и плечи. 3-е — ноги, шея.
Впрочем, татуировки наносят даже на лоб и «пятую точку». Арестант, который успел не раз побывать в руках опытного «гравера», со временем становится похож на ходячую картинную галерею.
Основных видов лагерной татуировки — три:
- Регальные. Изображения, которые наносят авторитетным уголовникам.
- Портачки. Эти рисунки обычно делают на теле самостоятельно.
- Нахалки. Знаки позора, что наносят принудительно за нарушение законов преступного мира, а также тем, кто относится к низшему его «сословию».
«Наколи мне, кольщик…» — процесс создания татуировок на зоне
Тюрьма, как известно, никогда не являлась местом, где соблюдались все санитарно-гигиенические условия. И о стерильности процесса татуирования — при отсутствии, как условий, так и конкретных инструментов — даже говорить не приходится.
Учитывая непосредственный контакт инструмента кольщика с кожей арестанта, о стерильности процедуры речи не идет. Что в итоге может привести и к серьезному воспалению на участке татуирования, и даже к заражению крови.
Каковы особенности создания татуировок в местах не столь отдаленных?
- Кольщики
Мастером обычно становится художник (нередко — самоучка), худо-бедно (или профессионально) владеющий искусством создания татуировок. Опыта мастер набирается на молодых арестантах, жаждущих украсить тело отличительными знаками.
Профессионал обычно знает свое дело «на 5+», включая технику татуирования, значения изображений и места их расположения.
- Краска и наброски
Конечно, на зоне ни красок, ни современного оборудования нет. Сам эскиз наносится на бумагу шариковой обычной ручкой, а после, смоченный, переносится с бумаги на кожу.
В качестве краски используют каблуки кирзовых сапог: каблук отрезают, мелко «шинкуют», поджигают под эмалированной кружкой-«коптилкой». На поверхности кружки остается сажа, из которой и делают краску (жженку). Весьма древний способ изготовления краски для татуировки, который остается актуальным и по сей день, благодаря четкости и насыщенному цвету.
Также для красителей применяется «коктейль» из мочи, сахара (для вязкости), пепла и сажи, паста от шариковой ручки либо китайская тушь.
- Инструменты
Электрических машинок «за колючкой» нет. Для процедуры используют обычную иглу (либо швейную, или из шприца) с рукояткой из карандаша и трубочкой, в которую «засасываются» чернила. Сам механизм «машинки» воссоздается с помощью электрической бритвы или же механической на пружинном заводе (принцип швейной машинки).
Также в ход идут заточенные об стены тетрадные скобы, циркули, перья, струны от гитары и пр.
- Санитарная обработка
В данном случае, кроме, обработки одеколоном или спиртом (в лучшем случае) ничего не используется. По причине отсутствия медикаментов у осужденных.
Мотивы преступных татуировок — кому и когда делают тату на зоне?
Что побуждает арестантов к татуированию? Для каждого побудительная причина — своя.
Самые распространенные:
- Самоутверждение, демонстрация значимости, принадлежности к конкретной группе судимых.
- Неписаный закон по приему новых осужденных в свою среду.
- Подражание авторитетным преступникам.
- Тюремная романтика — солидарность, «памятные» знаки и пр.
Разобраться в сюжетных хитросплетениях русской лагерной татуировки не легче, чем в живописи на теле члена якудзы. Поэтому, изучая значения изображений, будем опираться на самые популярные.
Значение татуировок на зоне, виды тюремных наколок
- Скрипичный ключ
При наличии такого рисунка на мизинце он символизирует веселую жизнь.
При нанесении на другой участок тела может трактоваться, как пассивный гомосексуализм (как и «скрипка»).
- Обнаженная дама, седлающая пушку, с факелом в руке
Символ верности арестанта своей возлюбленной, но и предупреждение о мести в случае ее измены.
Наносят на спину, грудь.
- Голая дама, привязанная к полыхающему столбу
Данный символ — это месть за измену и срок за убийство женщины.
Место нанесения — бедро или грудь.
- Распятая обнаженная дама и подпись «Аминь»
Также символ мести. Считается воровской наколкой.
- Обнаженная дама с дьяволом
Или обнаженная дама, обвитая змеем, с яблоком в руке.
Символизирует, что носитель татуировки осужден из-за женщины.
- Крылатая женщина, набитая на запястье
Символ удачи у воров.
- Палач, казнящий обнаженную женщину, и аббревиатура БОГ
Символ ненависти к самой власти и законам страны («Был Осужден Государством).
- Обнаженная дама, оседлавшая магический шар
Символ веры в потусторонние силы, обычно — у мусульман.
- Голова девушки в короне со знаками червонной масти и розами, бабочками и сердцами
Отличительный знак проститутки. Сюда же можно отнести розу, увитую колючей проволокой; чертей с обнаженными дамами и пр.
- Голова девушки
Означает, что ее владелец отметил свое совершеннолетие в колонии.
- Голая девушка с факелом, черепом, змеей, топором, деньгами, решеткой
Присутствуют такие надписи, как «На всё воля Божья», «Ничто не вечно в этом мире», текст о бренности существования.
Это — наколка лагерного авторитета, наносится только на грудь.
- Средневековый шлем
Отличительный знак вора.
- Штык
Отличительный знак рецидивиста.
- Череп, обвитый змеей и насквозь пробитый кинжалом
Также воровская татуировка. К ней же можно отнести крестик на цепочке, «колючку», наручники и пр.
- Трефовая, пиковая масти
Эти отличительные знаки бывают только у воров в законе.
- Голова кота в шляпе
Воровская татуировка. Символизирует осторожность, удачу.
- Кинжал, обвитый змеей
Знак воровской масти. Редкая татуировка, обозначающая, что преступник «в завязке», если голова змеи опущена.
- Тюльпан в руке
Символизирует отмеченное в ВТК 16-летие.
Роза в руке — отмеченное в ВТК 18-летие. Место нанесения — плечо.
- Бык
Предполагает жесткость своего носителя, беспощадность, его неспособность держать себя в руках.
Наносят «бойцам»-арестантам, способным совершить физическую расправу над выбранной авторитетом жертвой.
Вместо быка сегодня набивают гладиаторов, суперменов с автоматами и пр.
- Парусник
Знак вора-гастролера.
- Бегущий олень
Знак склонности к побегу.
- Мадонна с ребенком
Обычно наносят на грудь. Суть изображения — дитя тюрьмы.
- Проткнутый кинжалом УК
Символ анархизма.
- Голова беса с воткнутым в его шею кинжалом
Знак антисемитизма.
- «Картина», на которой изображены деньги, решетка, женщина и факел, топор, змея и череп, крест и корона
Данная татуировка набивается на грудь и предполагает, что ее хозяин — авторитет.
- Обнаженная девушка с крыльями на колесе
Символизирует «колесо фортуны» и говорит о вере в удачу.
- Голая девушка, держащая в руке яблоко, а ее тело обвивает змея
Говорит о том, что «женщина толкнула на преступление».
Также встречается и среди пассивных гомосексуалистов, если только в руке у девушки нет яблока.
Наносится на область плеч или груди.
- Эшафот, палач с топором, полуобнаженная девушка
Такие татуировки носят те, кто осужден за убийство кого-то из членов семьи.
Также может означать «Смерть изменнице».
Наносится на грудь.
- Русалка на якоре
Встречается среди моряков или лиц, которые отбывают срок за изнасилование.
Наносится на область спины или грудь.
- Девушка с голой грудью и указательным пальцем, прижатым к губам
Говорит о недоверии к женщине.
Наносится на груди.
- Полуобнаженная женщина, сидящая на монете, номинал которой в одну копейку, в чулках и на фоне церкви
Призывает любить свободу и предостерегает от любви к деньгам и женщинам.
- Полуобнаженная женщина рядом с лошадью и в ковбойской шляпе
Говорит о том, что владелец такой татуировки алчен и дерзок, постоянно нарушает лагерный режим.
- Девушка, которая пронзает шпагой сердце
Означает, что любимая женщина разбила такому мужчине сердце.
Бывает такая наколка и у женщин, при этом число пронзенных сердец говорит о количестве покоренных мужчин.
- Голова девушки и подкова, обвитая колючей проволокой
Говорит о том, что владелец наколки попал в тюрьму по вине женщины.
- Змея, обвивающая горло девушки
Говорит о жестокости и насилии владельца наколки.
- Погоны либо эполеты на плечах
Также знаки отличия авторитетов в известной иерархии заключенных.
- Крестики
Отличительный знак воровки.
Участок нанесения — между грудей, на каком-либо виске либо же на пальцах.
- Звезды с полумесяцем
Знак мусульман.
- Цветок ромашки/лилии
Знак сообщества. По числу лепестков (иногда с инициалами) определяется количество участников, судимых по 1-му делу.
- Церковные купола
По их числу определяют количество «ходок» либо срок.
- Паук без паутины
Знак щипача (карманника), если нанесен между пальцами (прим. — большим и указательным).
И знак арестанта, который часто бывал наказанным за нарушение режима, если наколот на шее.
- Голова тигра
Символ злости по отношению к власти.
- Кабан либо голова кабана
Эту татуировку наносят уголовницы-лесбиянки, на долгое время лишенные свободы, и выбравшие «мужские роли».
Символ надежды.
- Ромашка
Знак воровской любви.
- Роза в «колючке»
Знак отмеченного в колонии 18-летия.
Роза с шипами, наколотая на бедре — знак пассивной лесбиянки.
- Татуировки наркоманов либо лиц, связанных с наркотиками
Паук, сидящий на паутине, или же вылетающий из кувшина джинн.
- Татуировки «опущенных»
Ажурный перстень, пчелы, туфельки, глаза на ягодицах (либо черти-кочегары), скрипка, корона со всеми карточными мастями, кабан, раздевающий женщину черт, и даже роза с шипами.
Конечно, это — только малая часть лагерных татуировок. Как видно из значений, каждая из них обладает вполне четкой трактовкой. Причем, в редком случае эта трактовка будет положительной.
Поэтому, прежде чем обзавестись модной картинкой на теле, есть смысл поинтересоваться — нет ли в ней подтекста. Чтобы ненароком не заклеймить себя знаком «низшей касты», проститутки или не присвоить себе случайно «лавры» авторитета.
Значения тюремных тату полезно знать, в первую очередь, женщинам, чтобы при знакомстве с новым мужчиной и обнаружении на его теле странной наколки — понять, кем может являться новый знакомый. Быть может за его плечами кроется темное прошлое…